5 мая 2010 года исполнилось шесть лет великой компьютерной игре Painkiller. Несмотря на счастливое в контексте дьявольской тематики игры число «6», праздника, как такового, не задалось. Не было массивного черного стола в центре кровавой пентаграммы, заляпанных кишками колпаков, тусклых свечей в подгнившем торте, веселых чертенят горланящих гимн Люциферу... Вспоминая то, что популярность бренду не смогли вернуть даже сами разработчики (см. их последний адд-он) получается, что и отмечать-то особо нечего.

Маэстро People of Can Fly оправдали свою репутацию новым проектом Bulletstorm. Игра, удивительное дело, без гниющих трупов и придурковато-задорных сатанистов, зато, с целым набором долгожданных радостей: продуманной боевой системой, разнообразием и драйвом. Впрочем, чего удивляться - сами разработчики теперь уже не те заносчивые польские школяры, какими казались шесть лет назад. Обдумали свою нишу в индустрии, купили права на третий пакет Unreal, крепко сдружились с Клиффом Блежински и принялись делать то, что умеют лучше всего. Впервые, со времен японского Stragehold, штамп «бескомпромиссный концентрированный экшен» можно употреблять, не стесняясь.

Заметно, что после многолетнего профессионального воздержания (Battle Out of Hell 2004 года - их последний продукт) фантазия прямо таки бурлит в разработчиках: враги в Bulletstorm уникальны и харизматичны (что само по себе странно для исходящих слюной плотоядных растений), а оружие не поддается никакому сравнению. Если вы подумали, что дело успеха кроется исключительно в выдумке, обратите внимание на технологическую сторону: такой детализации дробовика нет ни в одном другом шутере. Сказывается твердый контроль Клиффа Блежински, который, по слухам, столь фанатичен в вопросах создания и оформления игрового контента, что порой становится для подчиненных дизайнеров сущим тираном.

Дабы далеко не отходить от темы, перечислим пару образцов арсенала, которые отличаются от того, что мы непременно таскаем у себя под носом в прочих боевиках, и которые авторы игры готовы предложить нам в качестве занимательной альтернативы. Итак, энергетический хлыст - идеальное сочетание классической гравипушки и длинного кнута, не использовать который значит - сильно не любить себя. Вещица неплохо хватает зазевавшихся врагов и мигом тянет их к герою. То же справедливо и для различных предметов. Любителей ловить «наживу» дистанционно порадует другой девайс - Flail Gun. Боевой снаряд данного ружья это цепь, концы которой увенчаны крупными грантами. Подобные «нунчаки по-польски» идеально подойдут для того, чтобы прочно связать врагак столбу, фонарю, связать фонарь и столб... ну и так далее. Учитывая то, что впоследствии наконечники можно еще и взорвать (повторно надавив на гашетку), перспективы по геноциду враждебных мутантов такой вариацией книппели уже сейчас уютно снуют в голове.

На мартовской выставке EA, которой мы уже касались в превью Crysis 2, эти два образца произвели настоящий фурор. Страшно подумать, чего разработчики выдумают практически за год. Впрочем, без изящной системы рукопашного боя - краеугольного фундамента всех остальных идей , оригинальное оружие не выглядит шокирующим новшеством. В том же Painkiller, если помните, инвентарь героя украшал убийственный сквернословящий череп и культовый коломет. Драки Bulletstorm тоже нарываются на сравнения (первым делом на ум приходят игры, в которых протагонист мастерски владеет свои телом: Mirror's Edge и Chronicles of the Riddic). Без намека на оригинальность мы умеем делать шикарные десятиметровые подкаты и элегантно «печатать» подошвой зады, но конечная цель таких акробатических расправ искупает все. Система скиллшотов - вот заветные слова, ради которых вы будете раз за разом ставить хедшоты, взрывать животы, с разбега бить сапогом в пах, и совершать прочие непристойности, в надежде получить еще немного очков. Игра действительно поощряет жестокие и грациозные убийства и мгновенно, словно вековое жюри ледовой программы Олимпийских игр, выставляет за это баллы (сдабривая оценку едким комментарием). Последние можно пустить на прокачку любимых стволов, но о системе апгрейдов пока известно крайне мало.

Ясно, что пройти шутер «напрямую», минуя все премудрости боевой системы, скучно огибая второстепенные цели, вроде накопления игровой валюты, никто не запретит. Более того, это почти наверняка будет интересно: в чистом виде Bulletstorm представляет собой форменный Serious Sam с обилием оружия, выводком тропических уродцев (помимо представителей флоры будут и прямоходящие враги) и непременно односложной целью, что в наше время, судя по продажам HD-ремейка того же «Сэма», ценится на вес золота.

Но, в общем и целом ,подобным здесь будут заниматься лишь прожженные фанаты, которых за время многократных прохождений утомили оригинальные приемы. Ведь основной смак этой игры вовсе не в яростной и честной стрельбе, а в жестоком совмещении свинца, собственной реакции и крепкого удара под дых. Стоит только начать более-менее изобретательное комбо, как противник внезапно синеет, а воздух вокруг него становится вязким как кисель , иными словами - включается зона персонального рапида. Тут с замедлившимся негодяем можно сделать что угодно: без лишних прелюдий нашпиговать тушку крупной дробью или поколотить, обмотать гранатами, швырнуть кнутом в сторону кучки врагов, устроить мясной фейерверк.

В качестве дополнительной мотивации обещается полноценный (по меркам жанра) сюжет, в котором наш протеже с говорящей фамилией Хант - бывший наемник галактической конфедерации, алкоголик и лучший друг разумного киборга Иши Сато, окажется волей судьбы в обществе экс-босса заброшен на руинную тропическую планету под названием Стигия. Естественно, выяснять отношения с начальством предстоит, попутно цепляясь за жизнь в обществе отморозков, мутантов и прочих аборигенов, но есть подозрение, что и в мирные моменты скучать не придется - ручной робот в качестве напарника это зачастую смешно и интересно, а корпоративная этика как объект для иронии - тема как минимум небанальная. Да и прочих способов поразвлечься будет вдоволь. Один из таких - попутчики, встреча с которыми иногда происходит по сюжету. Они замечательно сумеют позабавить вас рассказами и колкими замечаниями. Сам герой, к слову, тоже не слишком чтит молчаливого дедушку Гордона - острит без перебоя и комментирует чуть ли не каждый кадр.

Игра, помимо всего прочего, крайне здорово выглядит. Картинка, явно подсвеченная парой фильтров, удивительно мягкая, текстуры (особенно это заметно на примере растительности) довольно сочные. Модели людей и монстров не настолько проработаны, как образцы оружия, но тоже выполнены на очень нестыдном уровне. К тому же, в этот раз польские операторы на манер своих коллег и земляков из Techland не постеснялись поработать с глубиной резкости, в результате чего динамичные моменты Bulletstorm приобрели впечатляющий контраст между планами и, в общем, стали смотреться очень живо. Здесь же стоит упомянуть о великолепных сеттинге и архитектуре. Несмотря на то, что некоторую площадь Стигии действительно занимают густые влажные тропики, местами планета преподносит нам чудесные виды разрушенных мегаполисов (!), обломки которых тоже выглядят очень убедительно и, наверняка, идеально подходят для масштабных сражений. Да и в эстетическом плане совмещение урбанистики и дикой природы потрясает: когда видишь, что из-за широких пальмовых листьев торчат шпили небоскребов, а козырек стоящего неподалеку монументального центра увит толстой лианой - буквально захватывает дух.

О роли лидера Epic Games в создании проекта нужно сказать еще кое-что. В процессе разработки Клиффи Би не стеснялся предлагать интересные геймплейные решения и в рамках партнерской программы даже взялся за организацию анонса Bulletstorm на фирменном шоу комика Джимми Фаллона, но информация о проекте, как и в случае с GoW 3, просочилась в Сеть днями ранее, не в угоду сюрпризу. И это на самом деле ни капли не удручает. Судя по тому, что мы видели за время выставок и презентаций Клиффа Блежински, сегодня подробности о Bulletstorm раскрыты в лучшем случае наполовину, а это значит, что все время до релиза, то есть целые девять месяцев, окажутся для нас одним большим сюрпризом.

Трейлер: